- ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
- монополия, возникающая, когда в силу естественных причин на рынке представлен один производитель, который в состоянии диктовать свои условия рынку. В Законе РФ "О естественных монополиях" 1995 г. дается расширительное определение Е.м., которое предполагает, что удовлетворение спроса на таком товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами Е.м., не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров. В соответствии с этим Законом к субъектам Е.м., т.е. хозяйствующим субъектам в этих областях, в РФ отнесены: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Для регулирования и контроля за деятельностью субъектов Е.м. создаются федеральные органы исполнительной власти, которые могут применять следующие методы их регулирования: ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию или минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом Е.м. с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Регулирование деятельности субъектов Е.м. осуществляется с учетом издержек производства их товаров, уровня налогов и других платежей, стоимости основных производственных средств и потребностей в инвестициях, прогнозируемой прибыли, удаленности различных групп потребителей от места производства товара, качества производимых товаров, государственных дотаций и других мер государственной поддержки. Если субъектом Е.м. нанесен ущерб потребителю, в частности от завышения цены (тарифа), они подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Органы регулирования вправе принимать решения в соответствии со своей компетенцией по фактам нарушения субъектами Е.м. закона и принятых обязательных для них решений и применять санкции, в том числе налагать на них штрафы.
Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.
Смотреть что такое "ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ" в других словарях:
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — (natural monopoly) Монополия, основанная на подавляющем преимуществе в издержках для присутствующей на рынке фирмы. Естественная монополия может существовать потому, что она обладает некоторыми уникальными природными ресурсами, например шахтой с… … Экономический словарь
Естественная монополия — монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними… … Финансовый словарь
Естественная Монополия — (natural monopoly) Монополия, при которой минимально эффективный объем производства превышает или равен совокупному спросу, как, например, в распределении электроэнергии. В общем плане монополии могут существовать в результате барьеров для… … Словарь бизнес-терминов
естественная монополия — 1. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара … Справочник технического переводчика
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения … Юридическая энциклопедия
Естественная монополия — состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а… … Политология. Словарь.
Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере… … Официальная терминология
Естественная монополия — [natural monopoly] 1. Ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют… … Экономико-математический словарь
Естественная монополия — (англ natural monopoly) в РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства … Энциклопедия права
Естественная монополия — Монополия (от греч. μονο (mono) один и πωλέω (poleo) продаю) фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких … Википедия
естественная монополия — признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен (например, сфера действия авторского права), выгоден государству и всему населению (например, трубопроводная и… … Энциклопедический словарь